Авторизация
Регистрация
CAPTCHA
Заказать обратный звонок
г. Волжский,
ул. Оломоуцкая, 9а, оф.216
Работаем с 9:00 до 21:00
+7 (988) 007-97-03
Интересно о Китае
Чжуаньшу 篆书 – «иероглифы печати» 27.10.2017

Чжуаньшу 篆书 – «иероглифы печати»

В последние годы в мире отмечен всплеск интереса к китайской каллиграфии. В наши дни каллиграфия становится вновь занятием, помогающим человеку собраться, снять стресс от суетной жизни и обрести внутреннюю гармонию.

Согласно традиционной классификации, различают пять стилей китайского каллиграфического письма:
- чжуаньшу – «иероглифы печати»,
- лишу – официальное письмо,
- кайшу – уставное, деловое письмо,
- синшу – ходовое письмо,
- цаошу – скоропись.

В книжных текстах мы видим обычные печатные иероглифы, это стиль стандартного шрифта сун. Иероглифы в этом стиле одинаковы по размерам, не отражают какую-либо манеру письма и не являются искусством.
Поговорим о стиле чжуаньшу, его еще называют «иероглифами печати».

Чжуаньшу 篆书 – это общее название самого архаичного стиля китайской каллиграфии. Внутри этого стиля различают два варианта: дачжуань (大篆, «большая печать») и сяочжуань (小篆, «малая печать»). Стиль иероглифов чжуаньшу отмечен тонкостью и энергией штрихов, в них широко используют прямые линии. В свою очередь, «большая печать» включает цзиньвэнь (金文) и чжоувэнь (籀文), имевшие хождение в шести княжествах, которые были противниками Циньского царства. «Малая печать» имеет вариант 秦篆 («цинь чжуань»), это написание характерно для царства Цинь. Упрощенные иероглифы «большой печати» равномерные, их легче писать, чем иероглифы чжоувэнь.

Стиль чжуаньшу – один из самых ранних (VIII-III вв. до н. э.), соответственно, он проще, чем другие. Конструкцию иероглифов чжуаньшу отличает высокая степень декоративности. Поэтому нередко обучение китайской каллиграфии начинают с чжуаньшу. В этом стиле строгие черты, строго организованы интервалы между иероглифами и строками, между чертами каждого иероглифа. Отсутствуют черты: точка, крючок и ломаная. Изучение чжуаньшу помогает избежать безвкусицы и слабости, избавляет письмо от плохой конструкции иероглифов, «покатости» при написании.

Перед объединением семи княжеств (период Воюющих царств) из-за длительного раскола вассальных государств, у каждой были свой диалект и вид письма. Император Цинь Шихуан очень хотел создать единый стандартный стиль письма и поручил эту задачу ученому Ли Сы, владевшему каллиграфическим письмом. Ли Сы удалил лишнее и сложное, сделав иероглифы «большой печати» предельно простыми. Фактически он разработал новый стиль письма с аккуратными и простыми чертами, который назвали «циньский чжуань». Император, ознакомившись с «циньским чжуанем», остался весьма доволен. И вскоре издал указ, объявив его стандартным и приказав повсеместно использовать только этот стиль.

В те времена очень мало людей понимали и владели письмом «малой печати». Ученые мужи Ли Сы, Чжао Гао, Ху Уцзинь и другие составляли специальные руководства, ими написаны книги «Цан цзе пянь», «Юань ли пянь», «Бо сюе пянь» и другие, в которых были приведены шаблоны написания иероглифов в стиле «малой печати».

За год до своей кончины император Цинь Шихуан посетил восточный город Куайцзи (ныне Шаосин). Император совершил там обряд жертвоприношения на могиле легендарного правителя Да Юя, а затем поднялся на вершину горы Тяньчжуфэн (Циньваншань), чтобы полюбоваться побережьем Восточно-Китайского моря. Император был так впечатлен великолепием гор и окружающего ландшафта, что вскоре издал указ, согласно которому знаток каллиграфии Ли Сы собственноручно выполнил «надпись Куайцзи». По приказу императора он выполнил эту каллиграфию в ту же ночь, а на следующий день вырезал ее на камне, который затем установили на вершине горы Кэшишань.

В стиле чжуаньшу выполнены: древние письмена на гадательных костях животных и панцирях черепах, а также надписи на ритуальных бронзовых сосудах. Эту каллиграфию в Китае нередко сравнивают с прекрасной, но недоступной девушкой, которой можно только издали любоваться. А еще говорят, что человек, который пишет иероглифы в стиле чжуаньшу, должен иметь спокойную и добрую душу.

Почему корифей китайской каллиграфии Ван Сичжи был непревзойденным мастером? В частности и потому, что у него были очень прочные базовые навыки написания иероглифов чжуаньшу и лишу – от самых простых к сложным. Ведь вся жизнь человека – это подъемы и спады. Ван Сичжи не мог бы написать свой каллиграфический шедевр «Ланьтинцзи» (兰亭集序 – «Предисловие из Павильона орхидей»), если бы когда-то его учитель не показал, что даже точка подобна падающему с высокой горы камню.

Китайская гравировка печатей в стиле чжуаньшу – это отдельная и совершенно особая часть искусства каллиграфии. Ей более тридцати семи веков. В 2009 г. китайское искусство гравировки печатей в стиле чжуаньшу было внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Кстати, в логотипе пекинской Олимпиады 2008 года изображен китайский иероглиф 京 («цзин», столица), так в Китае называют северную столицу – Пекин. Примечательно, что выполнен этот иероглиф в стиле «большой печати».


Возврат к списку